Система взаимодействия
Система взаимодействия позволяет пользователям программ «1С:Предприятия» обмениваться текстовыми сообщениями, файлами, устраивать аудио и видеоконференции. Начиная с версии 8.3.16 есть возможность демонстрировать экран своего компьютера непосредственно в окне прикладного решения.
Поддерживаются контекстные обсуждения, связанные с конкретными объектами приложения (документами, элементами справочников, отчетами и т. п.). При этом вся переписка сохраняется вместе с объектом приложения и отображается вместе с ним. С помощью Системы взаимодействия разработчики прикладных решений могут реализовывать новые, ранее недоступные бизнес-сценарии, например, создавать чат-боты и автоматические ассистенты, облегчающие работу с приложениями, информировать пользователей о событиях, произошедших в приложении и т. п. Система взаимодействия может интегрироваться с мессенджером Telegram и социальной сетью ВКонтакте, что может быть использовано для реализации широкого круга бизнес-сценариев. Система взаимодействия доступна также в мобильном клиенте «1С:Предприятия 8».
Архитектура
Механизм обсуждений реализован в клиент-серверной архитектуре. Для взаимодействия между пользователями используется отдельный программный продукт — 1С:Сервер взаимодействия. Он может быть развёрнут в Интернете или в локальной сети предприятия.
Обсуждения
Взаимодействие между пользователями осуществляется с помощью обсуждений. По своему прикладному смыслу обсуждения могут быть двух разных видов. Во-первых, это тематические обсуждения, посвященные какому-либо вопросу: мероприятиям, связанным с открытием нового магазина, вариантам проведения новогоднего праздника или грядущему совещанию у директора.
Во-вторых, это могут быть обсуждения, связанные с конкретными объектами данных: накладными, товарами, поставщиками и т. д. При этом вся переписка отображается в форме этих данных.
Видеозвонки
Функциональность видеозвонков, при наличии микрофона, позволяет звонить другим пользователям и общаться с ними голосом. А при наличии веб-камер пользователи могут ещё и видеть друг друга.
Демонстрация экрана
Существует возможность демонстрации происходящего на экране компьютера в ходе видеозвонка. После того, как пользователь нажмет
Начать показ экрана, у него закрывается окно видеозвонка, а в видеочаты остальных участников звонка начинает транслироваться происходящее на экране у «транслирующего» пользователя.
Совместное использование прикладных решений
В рамках системы взаимодействия поддерживается одновременное использование нескольких прикладных решений. В результате пользователи, работающие в одном приложении (например, «Бухгалтерия предприятия») могут обмениваться сообщениями и видеозвонками с пользователями других приложений (например, «Управление нашей фирмой»). Для облегчения взаимодействия пользователей, использующих несколько прикладных решений, используется программа «1С:Предприятие — оповещения и запуск».
Внешние пользователи
К системе взаимодействия можно подключать людей, которые не являются пользователями информационных баз «1С:Предприятия». Для этого в составе сервера системы взаимодействия существует сайт, интерфейс которого аналогичен интерфейсу системы взаимодействия с некоторыми ограничениями.
Из системы взаимодействия можно отправить внешнему участнику приглашение, приняв которое он будет переадресован на этот сайт и сможет участвовать в обсуждениях, видеозвонках и демонстрациях экрана.
Этим способом, например:
- сотрудник HR-отдела может проводить интервью с кандидатом непосредственно из приложения 1С (например, из «1С:Зарплата и управление персоналом»);
- менеджер может подключать внешних пользователей (клиентов, контрагентов) к обсуждениям и видеозвонкам, проходящим в системе взаимодействия;
- специалист-консультант может давать пояснения внешним пользователям, которые в ходе видеозвонка демонстрируют ему свой экран;
Интеграция с мессенджером Telegram и социальной сетью ВКонтакте
Взаимодействие с мессенджером Telegram осуществляется через Telegram-бота. Администратор «1С:Предприятия» должен создать такого бота в Telegram и затем зарегистрировать его в системе взаимодействия. Обмен сообщениями выглядит следующим образом. Пользователь Telegram пишет сообщение боту, система взаимодействия создает нового внешнего пользователя (если такого еще нет) и новое неконтекстное обсуждение (если такого еще нет). Участниками этого обсуждения являются внешний пользователь и пользователи системы взаимодействия, назначенные для участия во внешних обсуждениях. При появлении новых сообщений в этом обсуждении пользователи системы взаимодействия получают уведомления по общим правилам, а внешний пользователь получает сообщение в Telegram от бота. Взаимодействие с социальной сетью ВКонтакте организуется другим образом — на основе идентификатора группы ВКонтакте и ключа доступа. Во встроенном языке реализована объектная модель, позволяющая управлять интеграцией системы взаимодействия с внешними системами.
Интеграция с мессенджером WhatsApp
Можно интегрировать систему взаимодействия с мессенджером WhatsApp через бизнес-аккаунт, подключаемый к системе взаимодействия. На стороне WhatsApp пользователи будут общаться с одним и тем же бизнес-аккаунтом, а в системе взаимодействия каждого пользователя будет видно индивидуально. В панели обсуждений у таких пользователей сверху будет написано имя контакта в WhatsApp, а снизу – наименование соответствующей интеграции в системе взаимодействия;
Интеграция с произвольным приложением через механизм вебхуков (webhook)
При таком способе интеграции внешние приложения могут посылать POST-запросы в формате JSON на адрес точки подключения и создавать или обновлять в системе взаимодействия пользователей, обсуждения и сообщения. Такое общение является односторонним — от внешнего приложения в систему взаимодействия.
- интернет-магазин может сообщать менеджерам-пользователям 1С о поступлении новых заказов;
- агрегатор уведомлений из государственных органов может информировать юристов компании об изменении законодательства;
Боты
Платформа «1С:Предприятие» содержит специальные объекты, боты, которые позволяют организовать общение пользователя с прикладным решением через систему взаимодействия. Например, пользователь может задать боту вопрос и узнать текущий курс валюты или получить информацию об остатках определенных товаров или сведения о контрагентах.
Встраивание чата системы взаимодействия в сторонний сайт
Чат системы взаимодействия можно встраивать в сторонние сайты. Например, можно встроить его в сайт интернет-магазина. Посетители сайта смогут общаться с менеджерами, работающими в приложении 1С: получать консультации, ответы на вопросы, при необходимости — пообщаться с помощью аудио/видеозвонка. Другой пример — встроить чат в сайт техподдержки и решать возникшие у пользователя проблемы при помощи видеозвонков и демонстрации экрана. На вопросы в чате могут отвечать как сотрудники, так и боты, например, в нерабочее время;
Функциональность системы взаимодействия
- поддерживается обмен файлами и картинками в сообщениях;
- поддерживаются групповые видеоконференции;
- поддерживаются обсуждения «один на один». Они позволяют пользователям общаться только друг с другом;
- поддерживается история сообщений. Она позволяет увидеть сообщения из разных обсуждений за указанную дату (включая контекстные обсуждения), отобрать их по автору и выполнить поиск по тексту сообщения;
- поддерживаются статусы пользователя (не в сети, отошел, не беспокоить, доступен);
- в сообщениях можно использовать «смайлики». С помощью смайликов, например, можно обмениваться сообщениями без текста;
- можно назначить альтернативное сочетание клавиш, которое будет использоваться для отправки сообщений;
- можно редактировать и удалять сообщения, редактировать заголовки обсуждений. Редактирование обсуждений сопровождается служебными сообщениями Печатает остальным участникам обсуждения;
- поддерживается цитирование сообщений;
- появление нового сообщения и входящий звонок сопровождаются звуковым оповещением;
- поддерживаются push уведомления;
- если соединение с сервером взаимодействия отсутствовало, а потом было восстановлено, неотправленные сообщения отправляются автоматически;
- осуществляется диагностика качества видеозвонков. Она позволяет фирме «1С» собирать дополнительную техническую информацию в тех случаях, когда возникают проблемы видеосвязи.